Современные технологии развиваются с невероятной скоростью, и люди перестают удивляться даже самым фантастическим новинкам. То, что вчера могло показаться безумной фантазией, завтра может стать обыденной реальностью. Одной из наиболее популярных идей остаются летающие автомобили. В этом направлении разработчики пока не представляют образцов, способных в скором времени выйти на массовые рынки. Зато в другой транспортной сфере — области разработки беспилотных автомобилей — наблюдается бурный рост. Появляются все новые модели, которые успешно (или не очень) проходят тесты на пригодность к передвижению по реальным улицам.
С появлением автомобилей-беспилотников возникла совершенно неожиданная проблема — проблема этики. Прежде чем самоуправляемые транспортные средства начнут завоевывать свою нишу на обычных транспортных магистралях и дорогах реальных населенных пунктов представляется необходимым решить не только вопросы коммерческого характера, но и разобраться с этическими нюансами.
Главный вопрос, который волнует и разработчиков, и потенциальных покупателей — проблема выбора решений. При возникновении непредвиденных аварийных ситуаций самоуправляемый автомобиль должен будет принять решение и выбрать между спасением жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Разумеется, приоритеты он будет расставлять на основании заложенной в него программы, но на какую установку нужное запрограммировать транспортное средство? Казалось бы, решить проблему этики можно очень просто — путем опроса потенциальных клиентов. Такой опрос был произведен одним из авторитетных британских изданий. Участвовало в нем несколько тысяч человек разного пола, возраста и социального положения.
Как показали данные исследования, подавляющее большинство респондентов однозначно заявляло о необходимости запрограммировать авто-беспилотник на защиту рядовых граждан. В то же время на вопрос о том, захочет ли опрашиваемый приобрести самоуправляемый автомобиль, который в случае возникновения аварийной ситуации будет отдавать приоритет жизням других участников движения, а не своих пассажиров, в большинстве случаев был получен категорический отрицательный ответ.
Однако, по мнению многих экспертов, важность этой проблемы сильно преувеличена, хотя этика и стала серьезным препятствием для выхода самоуправляемых авто на широкий рынок. Специалисты считают, что намного важнее решить вопрос защиты ПО автомобиля от несанкционированного доступа, ведь получивший дистанционный доступ к управлению машиной хакер может спровоцировать ужасные происшествия, которые не обойдутся без жертв.